postheadericon §2. Методы познания в химии. Правила ТБ при работе в химическом кабинете.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными веществами. Для того чтобы отличать вещества друг от друга, правильно с ними обращаться, найти им применение, необходимо знать их свойства. Для изучения свойств веществ химики используют различные научные методы.
!!! Метод — это способ достижения какой — либо цели, решения конкретной задачи.
   Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей. Во-первых целенаправленностью, ведь наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей. Во-вторых планомерностью, поскольку наблюдение должно проводиться строго по плану. В-третьих активностью — исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт.

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл. При развитии науки и изменении ее основ преобразуются средства описания, часто создается новая система понятий.

   Эксперимент — более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место.

!!! Эксперимент — это метод исследования какого — либо явления в определённых условиях.

   Измерения подразделяют на статические и динамические. К статическим измерениям относят измерение размеров тел, постоянного давления и т.д. Примерами динамических измерения является измерение вибрации, пульсирующих давлений и т.д.
По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений. Например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения. Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно.
С течением времени с одной стороны совершенствуются существующие измерительные приборы, с другой внедряются новые измерительные устройства. Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

   Для того чтобы работать с веществами и ставить опыты, очень важно неукоснительно выполнять правила техники безопасности. Это связано с тем, что многие химические вещества едкие (могут вызывать ожоги) или ядовитые. Некоторые вещества легко воспламеняются или взрывоопасны.

  1.    Нельзя трогать вещества, посуду и приступать к работе без разрешения учителя.
  2.    Вещества нельзя брать руками и пробовать их на вкус.
  3.    При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  4.    Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.
  5.   Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
  6.   При выполнении  опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Берите вещества только ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объёмы веществ не должны превышать 1 см3.
  7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
  8.   При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно, тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот. 
  9.   Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
  10.   Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
  11.   Горячую посуду  по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожжённую поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный, обратитесь к врачу.
  12. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
  13. Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте перчатки, защитный щиток или очки.
  14. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила: 1) Не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться и возникнет пожар. 2) Чтобы погасить пламя спиртовки, закройте её колпачком.
  15. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:1) Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя. 2) Если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю. 3) После окончания работы отключите электронагреватель от сети.

В современных условиях появилась возможность исследовать сложные химические процессы с помощью компьютерного эксперимента, позволяющего моделировать поведение атомов и молекул, а также находить оптимальные способы получения новых веществ с определёнными свойствами.

Тестовые задания.

1. Установите соответствие между веществами и их свойствами.

1) порошок железа А. хорошо проводит электричество
2) порошок серы Б. имеет желтый цвет
В. имеет тёмно-серый цвет
Г. не смачивается водой
Д. имеет металлический блеск
Е. не проводит электрический ток

2. Чтобы избежать разбрызгивания смеси при разбавлении концентрированной серной кислоты водой, нужно

  1. воду в кислоту добавлять по каплям
  2. воду в кислоту добавлять струйкой
  3. кислоту добавлять в воду небольшими порциями
  4. одновременно вливать воду  и кислоту в один сосуд

3. Верны ли следующие суждения?

А. При работе со спиртовкой нельзя зажигать одну спиртовку от другой.

Б. Без указания учителя нельзя смешивать неизвестные вещества.

1) верно только А        3) оба суждения верны

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

Ответ.

Оставить комментарий

Подписка на канал